Анекдот
Читать все анекдоты

Городские пиры.

На Руси у каждого сословья сложился свой свод правил, как правильно принимать гостей. Нам из литературы лучше всего известны дворянские балы, в значительно меньшей степени – деревенские праздники, и уж почти совсем без внимания наших писателей того времени остались городские пиры. Именно о них я и хочу рассказать Вам в этой статье.

Традиция городских пиров сложилась еще в допетровские времена, без их проведения не мог обойтись ни один претендующий на уважение соседей горожанин. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня - особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходу гостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть, как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца, которые бережно хранились для этого дня. За приготовлениями следила хозяйка дома.

В обязанности хозяина входило приглашение гостей на пир. К особо почетным гостям хозяин должен был лично съездить с приглашением, к прочим – мог послать слугу.

В назначенное время к собравшимся гостям выходила хозяйка в праздничном наряде и приветствовала их, кланяясь в пояс, гости отвечали ей земным поклоном, это была процедура приветствия. За ней следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем. Гости по очереди подходили к хозяйке дома и целовали её, и при этом, по канонам этикета, гость держал руки за спиной, после снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки.

После этого хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял стационарно, в «красном углу», то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок. Сидеть на этих лавках, в те времена, считалось более почётным, чем на приставных.

Сама трапеза начиналась из того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома.

Перед хозяином стояло специальное (опричное) блюдо, которое он лично раскладывал на тарелки и передавал наиболее почетным гостям, что служило знаком особого уважения. Когда слуга передавал гостю опричное блюдо, он говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».

Затем шла подача блюд. Сначала подавали пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы («жаркое»), а уж потом, в конце обеда – супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали разнообразные сладкие заедки.

Для праздничного стола готовили изысканные блюда, придерживаясь правила: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится», и хозяйки старались блеснуть кулинарными способностями. Ассортимент закусок и блюд, особенно холодных, был разнообразным и широким. Считалось обязательным попробовать все блюда, что были на столе.

Большое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Его накрывали красивой, как правило, вышитой или белоснежной скатертью и сервировали лучшей посудой и приборами, украшали цветами, веточками зелени, бумажными ленточками, гирляндами.

Отказаться от еды и выпивки означало обидеть хозяев, и хотя напиться допьяну в те времена гостю не возбранялось, он тем не менее, не должен был обгонять в этом других гостей, впрочем отставать тоже не следовало и если гость видел, что уже выбивается из общего веселья, он должен был хотя бы притвориться. Т.е., количество выпитого значения не имело, значение имело лишь состояние (или внешние проявления состояния) гостя. Также с тех времен пошла и дошла до нас традиция пить водку не мелкими глотками, как принято, к примеру, в европейских странах, а залпом, сразу.

По особому отмечали православные праздники.

Их характерной особенностью являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Разгул и пьянство, особенно в постные дни, считались большим грехом.

Обязательным элементом праздника является молитва. Считается, что приготовленная с молитвою еда всегда удается, а молитвы до и после вкушения пищи и другие, обращенные к Богу, Пресвятой Троице, Пресвятой Богородице, Честному Кресту, принесут здоровье, успокоение и радость.

Для православного праздничного стола характерны традиционные блюда, соответствующие отмечаемому празднику. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи...

Непременным атрибутом праздничного стола были свечи, которые придавали застолью особую торжественность и символизировали религиозный характер праздника.


Литература
Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 г.

Интернет - журнал "Заходи в гости", адрес электронной почты - ov@zahodi-vgosti.ru
x